Юридические вопросы

Как и на кого можно пожаловаться в Центробанк РФ

Центральный банк Российской Федерации выступает регулятором всего финансового рынка страны. Именно правилами Банка России обязаны руководствоваться коммерческие банковские учреждения, страховые компании и так далее. Поэтому причин для жалоб в Центробанк у граждан может быть много. Расскажем, как сделать это правильно.

Основные причины жалоб в Центробанк России

Как показывает практика, чаще всего граждане обращаются в Банк России с жалобами по следующим причинам:

  • Коммерческий банк отказался выдавать кредит, не пояснив причину. Или незаконно.
  • Банк установил высокий процент по кредиту.
  • Штрафы и пени были начислены неправомерно.
  • Были допущены незаконные действия в процессе оформления залогового имущества.
  • Банк настаивал на заключении полиса страхования с конкретным страховщиком.
  • Были списаны деньги со счета (правда, есть законные основания для этого, нужно помнить об этом).
  • Не была возвращена страховая премия в «период охлаждения» (наш портал уже писал о такой возможности).
  • Была осуществлена передача персональных данных коллекторам.

Есть и другие поводы обратиться к регулятору, но эти встречаются чаще всего.

На кого можно пожаловаться в Банк России

Жаловаться в Центробанк нужно только на сами банки. Например, ваши персональные данные были переданы коллекторам. На коллекторское агентство жаловать не нужно, именно на банк, которому вы доверили личные сведения.

Напомним, что Банк России надзирает за работой всех финансово-кредитных учреждений нашей страны. И именно он обяжет банк исправить все нарушения, вынесет предписание, примет меры вплоть до отзыва лицензии.

Важно
Если в кредитном договоре было указано, что банк вправе передать ваши личные данные третьим лицам, то жаловаться на это бесполезно. Вам просто предложат обратиться в суд.

Основания для подачи жалобы в Центробанк России

Основанием для подачи жалобы в Банк России являются нарушения прав заемщика коммерческим банком. Однако есть нюансы. Например, в случае передачи персональных данных коллекторам, сначала нужно написать заявление на отзыв своего согласия на их обработку. Как это сделать, наш портал уже рассказывал. И если после подачи заявления звонки коллекторов не прекратились, у вас появляются основания для подачи жалобы в Центробанк.

Кроме того, основанием для жалобы становится разглашение банковской тайны. Например, коллекторы звонят всем знакомым должника и разглашают сумму его кредита.  А это запрещено законодательством, в частности, статьей 26 ФЗ № 395-1 от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности».

Как подать жалобу в Банк России онлайн

Самый простой способ подать жалобу на действия банковского учреждения в Центробанк РФ — зайти в интернет-приемную регулятора (https://www.cbr.ru/Reception/Message/Register?messageType=Complaint).

Следующий шаг — выбрать тематику жалобы из предложенного списка внизу. Например, нам нужен раздел «Банковские услуги и продукты», а в нем подраздел «Неправомерные действия коллекторов». Затем Банк России спрашивает: «Банк передал права (требования) по кредитному договору третьим лицам, в том числе коллекторским агентствам?».

Если вы ответите «да», то вам просто сообщат, что такое возможно, а сам Банк России коллекторскими агентствами не занимается, обращайтесь в суд. Жалобу все равно подать можно, но особого смысла она не имеет.

Если вы ответите «нет», то перед вами появится форма жалобы, которую нужно правильно заполнить, указав название банка, с которым связана возникшая ситуация, свой регион, дополнительные сведения.

Можно загрузить отсканированные документы, связанные с вашей ситуацией. Потом вводится код с картинки для проверки того, что вы не бот, а также нужно поставить галочку, согласившись с условиями подачи жалобы, и отправить ее.

Важно
Текст жалобы на сайте Центробанка России ограничен 5 тысячами символов. Поэтому пишите максимально кратко, понятно и четко.

Как еще можно подать жалобу регулятору

Помимо онлайн-приемной подать жалобу в Центробанк России можно следующими способами:

  • Горячая линия 8-800-250-40-72. Работает круглосуточно, но только в рабочие дни.
  • Отправить по факсу 8-495-621-64-65. Советуем потом позвонить по номеру 8-495-711-48-30, чтобы убедиться, что факс доставлен.
  • Лично прийти по адресу: город Москва, улица Неглинная, 12.
  • Отправить заказным письмом с уведомлением по указанному выше адресу российского финансового регулятора.

Как долго рассматривается жалоба

Если жалоба обычная, не требует проведения проверки вместе с другими государственными надзорными органами, то Центробанк рассмотрит ее в течение 7 рабочих дней. Если есть серьезные нарушения со стороны кредитно-финансовой организации, на которую пожаловался гражданин, то сроки проверки могут увеличить до 2 месяцев.

После истечения этого срока регулятор ответит вам, рассказав о принятых мерах. Если вы подавали жалобу онлайн, то уведомление от Центробанка поступит на электронную почту, которую вы укажете в контактных данных. Если другими способами — вам отправят обычное письмо по месту регистрации.

Заключение

Жалобы в Центробанк России правомерны, если банк, в котором вы брали кредит, нарушил законодательство. В том числе разгласил банковскую тайну и не отозвал ваши персональные данные у коллекторов после написания вами соответствующего заявления.

Советуем сразу, как только возникает конфликтная ситуация, напоминать банку, что у вас есть возможность пожаловаться на его действия регулятору. И пользоваться этим правом. Подать жалобу, как вы поняли, несложно.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close