Советы

Как воспитывать финансовую осознанность у детей разного возраста

Специалисты по вопросам воспитания уверены, что говорить с детьми о деньгах нужно с самого раннего возраста. К сожалению, в российских школах уроки финансовой грамотности не распространены повсеместно и заниматься этим приходится родителям.

Происходит это в процессе так называемой «финансовой социализации», когда дети следуют советам взрослых, перенимают их установки, повторяют поведение. Расскажем, как воспитывать финансовую грамотность, осознанность, у детей разного возраста.

Финансовая осознанность детей от 3 до 6 лет

Дошкольникам важно преподносить все в игровой форме, в том числе азы финансовой грамотности. Лучше всего с этой целью подходят игры, например, в магазин или ресторан. Это самые простые примеры, можно вообще во дворе играть, используя подручные материалы. Как в советском детстве, помните, листики с дерева — это деньги, а камешки и что-то другое интересное — товары.

Сейчас продаются готовые игровые наборы с комплектами товаров, бумажными деньгами, пластиковой кассой и так далее. С ними еще интересней и наглядней. Пусть ребенок побудет и продавцом, и покупателем, по очереди.

Кроме того, беря ребенка с собой в магазин, постарайтесь пояснять, как и что здесь работает. Например, сравните цену разных игрушек. Заодно повторите или выучите цифры — это очень полезно. Можно доверить ребенку нажать на кнопку в терминале или банкомате, показать, как снимаете средства с банковской карты, как вообще работает это устройство.

Важно:
Ребенок дошкольного возраста должен понять, что деньги не берутся из ниоткуда, не растут на деревьях. Это ресурс, который может закончиться, в том числе у родителей.

В этом раннем возрасте также нужно дать понять ребенку, что такое накопления. Купите копилку, чтобы складывать туда монеты. Например, можно отдавать ребенку сдачу в 10-ти рублевых монетах. Пусть собирает на желанную игрушку. Можно приобрести кошелек, как у мамы или папы, можно яркий детский, чтобы финансы ребенка хранились в порядке. При этом важно пояснять, что родители тоже откладывают деньги, например, на желанный отпуск на море.

Психологи советуют уже в раннем возрасте давать ребенку деньги на «хотелки». Суммы будут совсем небольшими, например, 100 рублей на три дня. Если ребенок потратит все сразу на шоколадку, что ж, лимит будет исчерпан. Это дисциплинирует. Если малышу кто-то, например, дедушка, подарил достаточно крупную сумму, стоит хранить деньги у себя, чтобы потом вместе купить что-то желанное и дорогое.

Финансовая осознанность детей от 7 до 13 лет

Ребенок пошел в школу — значит, ему требуются карманные деньги. Причем каждый школьный день, чтобы, например, покупать булку и сок в столовой. Какая сумма нужна? Узнайте расценки в столовой вашей школы, поговорите с другими родителями на собрании, уточните, сколько своим детям дают они.

Если питание в школе бесплатное или вы сразу платите за неделю, месяц, то сумму можно будет ограничить — она уйдет на «хотелки» ребенка.

В любом случае у школьника уже должно быть понимание того, какой лимит денег у него есть в день или на неделю. Захочет отложить — пожалуйста, потратит — больше не получит.

Важно:
Пока рано заводить ребенку банковскую карту. Наличные намного лучше визуализируются, подсчитываются. С карты деньги тратятся быстрее и легче.

Школьнику уже важно предоставить финансовую свободу и не расспрашивать каждый день, на что он потратил выданные деньги, что купил. Ошибется — это часть воспитательного процесса, это нормально, это опыт. Если карманные деньги всегда заканчиваются быстрее, чем школьная неделя и ребенок ничего не может отложить — поговорите об этом.

Вместе порассуждайте, почему так получается, на что именно уходят деньги, от каких расходов можно отказаться. Если вместо обеда школьник купил игрушку, не компенсируйте. Просто дайте ему на следующий день бутерброд с собой.

Важно:
Выдавать карманные деньги нужно всегда в одно и то же время. Например, в понедельник утром на неделю. Или в день зарплаты папы на месяц. Так у школьника будет понимание того, на какой срок он может рассчитывать, появятся навыки распоряжения регулярным доходом.

Психологи настоятельно не советуют использовать денежные поощрения и наказания. Например, 100 рублей за пятерку в школе — это неправильно! Ребенок учится ради знаний, а не денег, которые выдаст мама.

То же самое и с домашними обязанностями. Предлагать деньги за то, что ребенок уберет в своей комнате, нельзя. Работой по дому занимаются все, причем бесплатно, это общее дело. При этом можно разрешить оставить себе небольшую сдачу, которая осталась после самостоятельного похода в магазин.

Важно:
В ответ на вопросы: «Почему у Никиты есть крутой телефон, а у меня нет, почему у нас тесная квартира и нет дачи» — нужно отвечать честно. Просто у родителей пока не столь высокие доходы, не все могут быть миллионерами. Предложите начать копить на новый телефон, порассуждайте, кем нужно работать, чтобы зарабатывать больше.

Финансовая осознанность детей от 13 до 17 лет

Подросткам уже нужна финансовая свобода, контролировать траты не стоит. Продумайте вместе, какая сумма нужна ребенку на неделю, чтобы бюджета хватало на личные расходы. В этом возрасте дети уже ходят сами в кино и кафе, могут посидеть где-то с друзьями в торговом центре, так что запросы растут и устанавливать слишком жесткий лимит не стоит.

У детей в таком возрасте уже могут быть и банковские карты, и электронные кошельки, необходимо проверить, насколько грамотно они ими пользуются, рассказать о безопасном использовании виртуальных денег. Многие подростки пытаются подрабатывать, в том числе в интернете. Стоит поговорить о мошенниках, трудовом законодательстве, защите своих прав.

Предложите подростку самостоятельно контролировать свои доходы и расходы, например, с помощью специальных приложений. Обязательно нужно рассказать, что такое кредит и почему важно сохранять свою кредитную историю в безупречном состоянии.

Важно:
Подросткам уже нужно знать, сколько семья тратит, например, на коммунальные услуги. Пусть сам заплатит за интернет, отправится с платежками за свет в банк. Это выполнимые задачи, которые позволят понять, что деньги семьи расходуются разными способами, допускать долги нельзя.

Заключение

Согласно данным исследований, дети, с которыми родители открыто говорили о финансах с раннего детства, потом аккуратней и правильней относятся к деньгам. Они умеют копить, планировать расходы и доходы, стремятся к финансовой независимости.

Не нужно бояться говорить о деньгах с ребенком, даже если ему пока три-четыре года. В таком случае к 10 годам вы увидите рядом с собой человека, который умеет распоряжаться собственными карманными деньгами и принимать обоснованные решения.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close