Справочник предпринимателя
Приказы о командировках: как оформить правильно?
Законодательство требует от всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вести документооборот, фиксировать все хозяйственные операции, результаты деятельности и другие значимые события. Оформление командировок сотрудников не исключение. Данную часть хозяйственной деятельности тоже нужно правильно оформлять. Поговорим о приказах на командировки подробно.
Оглавление:
Особенности и правила оформления приказов о командировках
Согласно статье 116 российского Трудового кодекса, командировка — это деловая поездка сотрудника, ограниченная временными рамками, проводимая с целью выполнения должностных обязанностей и поручений руководства вне основного рабочего места.
Алгоритм отправки сотрудников в командировку содержится в ПП (постановление правительства) России №74 от 13 октября 2008 года. Именно с этой даты правительство нашей страны упростило процесс отправки работников в командировки, до этого требовалось в обязательном порядке оформлять командировочное удостоверение и служебное задание. Применять их по-прежнему можно, но только, если это считает нужным руководство предприятия, закон этого не требует.
Первое, что оформляется по поводу предстоящей командировки сотрудника — это именно приказ, распоряжение по форме Т-9.
Документ должен включать в себя следующие важнейшие сведения:
- Информация о сотруднике на основании его удостоверения личности.
- Табельный номер.
- Должность.
- Подразделение, цех, отдел, то есть место работы сотрудника.
- Цель деловой поездки, задачи командировочного.
- Период поездки.
- Выдача денежных средств в виде аванса или же указание на то, что все расходы сотруднику будут компенсированы после возвращения.
- Указание населенного пункта, куда отправляется сотрудник.
- Сведения о принимающей стороне — филиале самого предприятия, другой компании и так далее.
Традиционно приказы о командировках печатаются на фирменных бланках, где в шапке указана полная информация о работодателе, все реквизиты предприятия, которое отправляет сотрудника в командировку. Внизу документа обязательны подпись руководителя и дата заполнения.
Кроме того, если командировка приходится на выходной день, в деловую поездку едет сотрудник с детьми до трех лет или ухаживающий за инвалидом, на приказе должна стоять его отметка о том, что он не против отправиться в командировку.
Журнал регистрации командировок
Как гласит ПП №771 от 2015 года, вести журнал регистрации деловых поездок сотрудников работодатели больше не обязаны. Однако это удобно и на практике многие предприятия продолжают вести такие журналы.
К преимуществам ведения журнала регистрации командировок относятся:
- Есть подтверждение всех затрат на деловую поездку работника.
- Проще вести расчеты с филиалами.
- Упрощается осуществление расчетов с самим сотрудников.
- Есть доказательство того, что работник отсутствует на месте службы по законным причинам.
Такой журнал позволяет систематизировать все данные по конкретной командировке, объединить их, записать в одном месте, что удобно бухгалтерам и сотрудникам кадрового отдела.
Журнал регистрации командировок должен иметь следующие стандартные реквизиты:
- Порядковый номер записи.
- ФИО сотрудника, который направляется в командировку, его должность.
- Место поездки.
- Если на предприятии по-прежнему заполняется командировочное удостоверение, то указываются его реквизиты.
- Данные о субъекте, который занимается оформлением деловой поездки.
- Даты отъезда и приезда командированного.
- Подпись сотрудника, который едет в командировку.
- Другие дополнительные сведения, важные для конкретной поездки.
Сроки хранения приказов на командировки
Распоряжение Минкультуры России №558 от 25 августа 2010 года гласит, что:
- Все документы, которые касаются оформления деловых поездок, командировок, хранятся на предприятиях 5 лет.
- Документы, которые касаются длительных командировок за границу, хранятся 10 лет.
- Командировочные удостоверения тоже хранятся 5 лет.
- Важное исключение сделано для тех, кто работал на Крайнем Севере, в том числе бывал там в командировках — документы таких сотрудников хранятся 75 лет!
Конкретного упоминания именно о приказах на командировки в данном регламенте лет. Но, исходя из общих правил, такие приказы по форме Т-9 тоже хранятся минимум 5 лет.
Заключение
Ведение документооборота предприятия регламентируется законодательными актами. Сфера оформления командировок не стала исключением, такие деловые поездки нужно сопровождать пакетом документов. И начинается он с приказа, который подписывает руководитель предприятия. Именно приказ определяет цели, задачи, место прибытия и сроки поездки, является основанием для выдачи аванса на командировку и дальнейших действий администрации компании и самого сотрудника.
Отметим, что вести ли журнал регистрации командировок — решать вам, а вот приказ на деловую поездку необходим.