КредитыСоветы

Борьба с коллекторами — инструкция для должника: порядок действий, методы борьбы

Многие граждане, имевшие кредиты в прошлом, сталкиваются с коллекторами. Причинами этого становятся не только долги и неплатежи по долговым обязательствам. Иногда простое отсутствие справки о погашении, если кредит был выплачен досрочно, приводит к продолжению начисления процентов и пени, о которых заемщик даже не догадывается.

Во всех этих ситуациях для получения проблемной задолженности финансово-кредитные организации прибегают к услугам коллекторов — людей, занимающихся получением долгов с неплательщиков за вознаграждение.

Как рядовым гражданам бороться с коллекторами и избавиться от их визитов и угроз? Какие существуют законные меры защиты, и что может предпринять должник? Рассмотрим все возможные варианты в этом обзоре.

Как бороться с коллекторами: что они могут делать, а что – нет

Отсутствие законного обоснования деятельности коллекторов и полная свобода действий остались в прошлом. На сегодня все права, обязанности и рамки полномочий для коллекторских организаций полностью прописаны российским законодательством. Регламент деятельности коллекторов отражен как в административном, так и в уголовном кодексах.

В перечень прав коллекторских работников входят такие меры по отношению к должнику:

  • напоминать неплательщику о требованиях кредитора и обязательствах своевременной выплаты по кредитным обязательствам;
  • рассматривать и обсуждать совместно с неплательщиком компромиссные методы погашения задолженности, в том числе и одномоментную досрочную выплату долга.

Сотрудникам коллекторских агентств и организаций запрещено звонить посторонним людям из близкого круга знакомств заемщика. В том числе, они не имеют права звонить:

  • друзьям;
  • соседям;
  • родственникам;
  • коллегам и работодателям.

Такие звонки приравниваются к разглашению личной информации и конфиденциальных сведений, со всеми вытекающими последствиями. Исключение составляют официальные поручители заемщика, которых в обязательном порядке уведомляют о сложившейся ситуации.

В случае поступления угроз, запугивания, причинения морального и физического ущерба, а также порчи имущества, коллекторы подлежат ответственности в соответствии со статьями уголовного кодекса.

В обязанности профессиональных коллекторов входит:

  • детальное изучение кредитной истории должника;
  • анализ всех возможных способов разрешения возникшей ситуации
  • применение реструктуризации долга, а также иных мер, способствующих выплате задолженности.

Несмотря на то, что круг прав и обязанностей коллекторов четко ограничен, а в общении с должниками предписывается вежливость и нейтральность, не все сотрудники соблюдают данные нормы. На практике очень многие заемщики, а также их ближайшее окружение, сталкиваются с нарушением законодательства со стороны коллекторских организаций. По отношению к должникам применяются угрозы, их запугивают, шантажируют и оказывают различные виды психологического давления.

Если общение с коллекторами принимает вышеуказанные формы, следует обращаться за помощью к правоохранителям, в том числе в судебные инстанции.

Перед тем, как направить жалобу на работу коллекторской структуры в правоохранительные органы или суд, следует убедиться в наличии у коллекторов ряда документально закрепленных полномочий. К таким полномочиям относятся:

  • договор о предоставлении услуг по взысканию задолженности, заключенный между коллекторской компанией и кредитно-финансовой структурой
  • документальное подтверждение права проведения реструктуризации проблемной задолженности, а также выполнения других операций с указанным долгом.

Только при наличии этой документации, оформленной надлежащим образом, коллектор получает право общаться с заемщиком в телефонной, письменной или личной формах, выдвигать требования об оплате и добиваться личных встреч, в том числе у должника дома.

Важно
Федеральный Закон №230 регламентирует допустимость личных бесед только в дневное время, которое составляет с 8 до 22 часов в буднии с 9 до 20 часов в выходные. Периодичность встреч не должна превышать 1 визита в 7 дней.

Если заемщик отказывается от конструктивного общения и не желает сотрудничать, коллекторские работники имеют право предпринять следующие меры:

  • передача претензий в суд;
  • присутствие и участие в судебных разбирательствах;
  • получение на руки судебных решений и иной документации;
  • применение судебного решения в пользу взыскания задолженности на практике.

Что делать, если угрожают коллекторы

В случае поступления в адрес должника угроз, шантажа и иных мер психологического давления, заемщик имеет право обратиться в суд и правоохранительные органы. Предварительно следует зафиксировать факт применения психологического давления — сделать запись разговора или копию письма, содержащего доказательный материал.

Профессионалы рекомендуют во время личного или телефонного общения с коллекторами пользоваться диктофоном, чтобы иметь неоспоримые факты неправомерного поведения сотрудников.

Кроме того, следует детально изучить предоставляемую коллекторами документацию, проверить ее законность и достоверность.

Коллекторы обязаны предоставить заемщику следующие виды документации:

  • кредитный договор, в котором должно быть прописано право передачи владения долгом третьим лицам, в том числе коллекторским компаниям;
  • договор о предоставлении коллекторских услуг кредитно-финансовой организации, перед которой заемщик имеет долговые обязательства;
  • удостоверение личности коллектора;
  • документальные свидетельства того, что это лицо является сотрудником коллекторской компании.

Немаловажный факт — визит коллекторов домой к заемщику может быть осуществлен только после предупреждения должника и исключительно с его согласия.

Помощь в борьбе с коллекторами — куда обращаться

Если сотрудники коллекторских компаний допускают угрозы, шантаж, причинение ущерба здоровью и материальному имуществу должника, следует обратиться с заявлением в правоохранительные структуры.

В тексте заявления необходимо отразить следующие сведения:

  • название организации;
  • ФИО заемщика;
  • детальное изложение ситуации, по возможности с предоставлением электронных и письменных свидетельств;
  • адрес проживания заявителя;
  • контактный телефон заявителя;
  • просьба привлечь сотрудников коллекторской компании к юридической ответственности согласно действующему законодательству;
  • дата и подпись.

После того, как заявление будет принято и зарегистрировано, правоохранители приступают к проверке указанных фактов и применению предусмотренных законодательством мер.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close