Юридические вопросы

Как вернуть деньги, похищенные мошенниками: новый закон от 24.07.2023 г.

Новый закон, обязывающий банки возвращать деньги

От действий банковских мошенников (телефонных и не только) в России пострадало огромное количество людей. И хотя предупреждали и не раз, люди (особенно пожилые) продолжают озвучивать злоумышленникам секретную информацию, реагировать на опасные смс, переводить деньги неизвестно кому и совершать другие недопустимые поступки.

Как действуют мошенники? По-разному:

  • представляются сотрудниками банка, выполняющими операции по «защите» средств на счетах;
  • присылают сообщения о несуществующих банковских переводах, отправленных «по ошибке», которые необходимо вернуть;
  • сообщают о заявках на кредит, которые нужно немедленно остановить и пр.

Главный их аргумент — все нужно сделать быстро. Это чтобы жертва не могла опомниться и проанализировать ситуацию. А для этого все средства хороши — непонятные слова и термины, упоминание высоких должностей, угрозы и т.д.

Как результат – многие добросовестные граждане лишаются собственных средств, находящихся на счетах в банках.

Ситуация стала вопиющей, что потребовало вмешательства законодателей. В результате в России принят закон (24.07.2023 г он подписан Президентом РФ), который обязывает банки возвращать потерпевшим деньги, похищенные мошенниками. Действовать он начнет спустя год после своей официальной публикации – то есть с 24.07.2024 г.

Механизм возврата денег и ограничения действий мошенников

Разработанный механизм опирается на БД «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента» (создана Цетробанком). Эта база содержит сведения о дропперах – тех людях, что обналичивают денежные средства, полученные мошенническим путем.

Специальное подразделение Центрального банка, именуемое «ФинЦЕРТ», долгие годы собирало и анализировало информацию, предоставляемую различными коммерческими банками по случаям мошенничества в отношении их клиентов. И на начало 2023 г. база данных уже содержала тысячи и тысячи дропперских счетов.

Теперь же, согласно новому закону, если клиент банка отправляет перевод на один из счетов из БД ФинЦЕРТ, банк:

  • останавливает его (для финансовых отправлений по поручению);
  • или прерывает (для отправлений в системе СБП и пр случаях).

Снова выполнить операцию станет возможно лишь спустя 2 дня. Этого, по мнению законодателей, хватит для того, чтобы отправитель (клиент банка) подумал, все взвесил и, возможно, передумал.

При этом банк обязан:

  • оповестить клиента о прерывании операции;
  • предупредить о мошенничестве;
  • сообщить о способах возобновления перевода, если это все-таки нужно.

По истечение 2-х дней, в соответствии с договорными условиями, человек может отправить в банк требование на повторный перевод денег или запрос на подтверждение ранее прерванной операции. А банк, в свою очередь, может запросить дополнительное добровольное согласие клиента. Но если счет, на который отправляются денежные средства, находится в упомянутой выше базе данных мошенников, то и после всех подтверждений операция может быть прервана еще на 2 дня.

Если после всех предпринятых банком законных мер клиент все-таки захочет осуществить перевод на сомнительный счет, с банка будет снята всякая ответственность за это. Поскольку человека предупредили по всем правилам, но он самостоятельно принял именно такое решение. И отвечает за него сам.

Заключение: что в итоге, будут ли банки возвращать деньги

Итак, согласно данному законному акту, банкам нужно будет гораздо тщательнее, чем теперь, отслеживать операции своих клиентов. Это первое.

Второе: банки будут обязаны вернуть жертвам мошенников перечисленные деньги, если:

Денежные средства были перечислены без соблюдения требований, прописанных в новом законе (клиента не уведомили о риске, операцию на задержали или задержали, но не на 2 дня).

Перевод был сделан после сообщения об утере карты и/или утечке данных клиента.

Не было отправлено уведомления о добровольном согласии или о том, что перевод проходит без такого согласия (в случаях, когда имело место злоупотребление доверием, обман).

Деньги клиентов, потерянные ими в результате мошеннических действий при нарушении нового закона банковскими служащими, будут возвращаться на счета в срок до 30 дней, когда речь идет о переводах внутри страны, и до 60 дней при трансграничных операциях. Для получения денежных средств клиенту банка достаточно будет подать заявление.

Банки обязаны прекратить обслуживание тех, кто выводит/обналичивает мошеннические деньги. Сведения о таких клиентах они будут получать не только из БД ЦБ РФ, но и от соответствующих структур МВД.

Важно:

В октябре 2023 г. вступает в силу закон, по которому и банки, и МВД обязаны оперативно обмениваться с ЦБ имеющейся у них информацией по финансовому мошенничеству.

Таким образом, как только кто-то попадает в базу данных «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента», а МВД подтверждает, что его действия – это мошенничество, банк немедленно прекращает обслуживание карты, принадлежащей данному клиенту.

Важно:
Согласно новому закону, по инициативе банка обслуживание может быть прекращено и до полицейского подтверждения.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close