Организация бизнеса

Организационная структура управления предприятием: виды и особенности выбора

Правильно выбранная и налаженная структура управления предприятием — один из главных залогов его успеха. Расскажем вам, какие виды организационных структур управления компаниями существуют, укажем основные критерии выбора. С нашей помощью вы сможете выбрать структуру управления, которая позволит организовать эффективную работу предприятия в целом.

Что такое оргструктура управления предприятием

Под организационной структурой управления предприятием понимается вся совокупность существующих подразделений, которые возглавляют должностные лица, подчиняющиеся генеральному директору. Собственно, это иерархия предприятия — от главного руководителя к исполнителям, рядовым сотрудникам.

Кроме того, организационная структура управления компанией становится базой для распределения деятельности между подразделениями и отдельными должностными лицами, она определяет состав предприятия и подчиненность внутри коллектива.

Выбор организационной структуры будет зависеть от следующих факторов:

  1. Сфера деятельности предприятия. На производстве обычно больше подразделений, в торговле своя специфика и так далее.
  2. Возраст предприятия. Обычно чем моложе фирма, тем проще структура управления.
  3. Организационно-правовая форма, то есть ИП, АО, ООО и тому подобное.
  4. Количество сотрудников, подразделений, то есть масштаб самой компании. Понятно, что чем меньше персонала, тем проще структура управления им.
  5. Технологии, которые использует предприятие в своей деятельности.
  6. Связи внутри предприятия, особенности взаимодействия между сотрудниками, а также с внешними партнерами.

Теперь, чтобы вы могли сделать правильный выбор, перечислим все существующие виды организационных структур управления компаниями.

Линейная структура

Самая простая и понятная. Возглавляет компанию директор, у каждого отдела есть свой руководитель, остальные — обычные сотрудники. Все просто.

Директор всегда знает, с кого спросить за невыполненную отделом задачу, у персонала есть непосредственные руководители. Однако при линейной структуре управления на каждого руководителя ложится большая ответственность.

Такая структура обычно применяется на небольших фирмах, в малом бизнесе, где нет функциональных подразделений.

Линейно-штабная структура

Аналогична предыдущей. Только к руководителю всей компании добавляется штаб, куда входят доверенные советники. Они не могут непосредственно управлять предприятием, но могу оказывать влияние на решения директора. Под таким влиянием и будут приниматься управленческие решения.

Функциональная структура

Это уже более сложная структура управления предприятием, которое продолжает развиваться. Работа распределяется не по отделам, а в зависимости от выполняемых функций. То есть возникают не просто начальники отделов, а, например, директор по маркетингу, директор по производству, директор по финансам. У каждого такого управленца свои четко установленные функции.

Недостаток у функциональной структуры управления компанией есть — функции отдельных руководителей могут пересекаться, зачастую сложно найти виновника, например, в проблемах с продажами. Однако распределение функций позволяет фирме выполнять одновременно несколько задач, эффективно наладить работу. Но только в случае нормального взаимодействия между структурами.

Линейно-функциональная структура

Отличный вариант для крупного предприятия. Синтез двух структур — основные управленческие связи всегда линейные, то есть управление идет по вертикали, а дополнительные связи — функциональные, базируются на различных задачах каждого подразделения.

 Дивизионная структура

Тоже является прерогативой крупных предприятий. В случае дивизионной структуры управления, функции распределяются по видам выпускаемого продукта или по региональной принадлежности подразделений. В целом, дивизион напоминает линейно-функциональную структуру, однако, повторимся, принцип распределения несколько иной.

Недостаток дивизионной структуры заключается в том, что расходы на содержание управленческого персонала увеличиваются, а наладить эффективные связи между отделами бывает сложно.

Матричная структура управления предприятием

Хороший вариант структуры управления для предприятия, чей продукт постоянно обновляется и совершенствуется. Для выполнения такой задачи в компании вынуждены создавать специальные рабочие группы, которые принято называть матричными. Происходит постоянное перемещение сотрудников из различных отделов, которых включают в рабочие группы. Отсюда и двойное подчинение, ведь сотрудник будет подчиняться и главе рабочей группы, и начальнику своего отдела.

Да, матричная структура позволяет быстро внедрять новинки в производство, компания становится более гибкой в отношении к внешнему рынку. Но внутри рабочих группы могут возникать конфликты из-за двойного подчинения. Да и сама структура управления довольно сложная.

 

Заключение

Организационная структура управления есть на всех без исключения предприятиях. В малом бизнесе, сразу после открытия фирмы сама собой возникает вертикаль управления — линейная структура.

По мере развития компании она тоже развивается, расширяется, появляются разные по функциям подразделения, новые руководители, дивизионы и матричные группы. Задачей главного руководителя становится создание эффективных связей между такими структурами, а также грамотное распределение обязанностей между управленцами.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close