Организация бизнеса
Что такое финансовые маркетплейсы и когда появятся в России
Под термином «маркетплейс» всегда понимается место, площадка, на которой что-то продается. Наш портал уже писал о работе обычных товарных маркетплейсов, таких как Wildberries, Ozon и AliExpress, на которых каждый самозанятый, индивидуальный предприниматель или компания могут выставлять свою продукцию.
С финансовыми маркетплейсами немного сложнее, разберемся, как они работают и какие услуги могут предоставлять.
Оглавление:
Что такое финансовые маркетплейсы
Под финансовым маркетплейсом понимаются площадки, которые предоставляют самые разные банковские услуги и продукты. Любой человек, независимо от того, где именно он находится, может пользоваться ими. Это, собственно, огромный онлайн-банк, в котором могут пользоваться различными услугами и продуктами клиенты разных банковских учреждений.
Удобно — зашел на один сайт, в одно приложение, а выбор банков велик, можно сравнивать проценты по кредитам, депозитам и так далее. Согласно статистике, у многих россиян есть карты двух, трех и более банков.
Чтобы управлять средствами, приходится скачивать несколько приложений на смартфон, что не всегда удобно и «съедает» много памяти. Финансовые маркетплейсы позволяют контролировать средства и совершать платежи в одном приложении.
Финансовые маркетплейсы могут предоставлять дополнительно следующие услуги для бизнеса:
- Гарантии банков, необходимые, чтобы участвовать в государственных закупках.
- Коммерческие гарантии банков для участия в частных закупках.
- Кредиты на выполнение контракта — они нужны предпринимателям, которые стали победителями тендера и обязаны выполнить его условия.
Кроме того, на финансовых маркетплейсах можно покупать акции, облигации, другие ценные бумаги, оформлять ипотечные кредиты, покупать страховые полисы, открывать депозиты, заказывать банковские карты, в том числе кредитные.
В целом, идея таких площадок в том, чтобы пользователь в удаленном режиме получал максимально широкий спектр банковских услуг причем со стороны различных банков, которые пользуются возможностями маркетплейса и ищут здесь новых клиентов.
Когда финансовые маркетплейсы появятся в России
Центробанка России с 2017 года обещает, что вот-вот все россияне смогут пользоваться услугами общего для всей страны финансового маркетплейса с обширным спектром услуг. Однако такой единый онлайн-банк с широкими возможностями в нашей стране пока не появился.
Центробанк лицензировал всего три площадки, которые взяли на себя часть функций финансовых маркетплейсов:
- «Финуслуги» от Московской биржи. Правда, сервис позволяет только оформлять вклады в некоторых банках, заходя через портал Госуслуги.
- «Регистратор» от ВТБ. Позволяет работать с внебиржевыми финансовыми инструментами, такими как ПИФы, облигации и так далее.
- «Финансовая платформа» от ГК ИНФИНИТУМ. Работает исключительно с Паевыми инвестиционными фондами.
Ожидается, что вскоре заработает сервис от «Дом.РФ». При этом сам Центробанк не собирается запускать единый финансовый маркетплейс или один сайт. Он обеспечивает технические возможности подобных сервисов. В настоящее время возможности финансовых маркетплейсов в России, конечно, не раскрыты на 100%, выбор банковских услуг и продуктов ограничен.
Крупнейшие банки России сами разрабатывают платформы и приложения для клиентов, которые позволяют без посещения отделений проводить различные операции. Но, конечно, для сторонних клиентов таких возможностей нет, это именно услуги конкретного банка.
Одним из примеров российских маркетплейсов с ограниченным спектром услуг выступает Всероссийский бизнес центр (ВБЦ), который является резидентом Фонда Сколково. Сервис направлен на оказание помощи бизнесу, причем сделан явный акцент на участие в государственных заказах.
В январе 2021 года стало известно, что глава российского правительства Михаил Мишустин разрешил оформлять полисы ОСАГО через финансовые маркетплейсы. Планируется, что данная услуга станет доступна с портала Российского союза автостраховщиков. Но пока автомобилисты могут пользоваться лишь ОСАГО.
Заключение
Финансовые маркетплейсы — аналог торговым площадкам в сети. Банки могут пользоваться сторонними сервисами, продавая свои услуги и продукты. Пользователи могут сравнивать предложения банков и выбирать лучшее, невзирая на то, клиентом какого финансового учреждения они являются.
В России финансовые маркетплейсы уже есть, но функционал пока ограничен. Рядовые пользователи пока очень мало пользуются данными сервисами, они больше востребованы среди предпринимателей и бизнесменов. С российскими финансовыми маркетплейсами пока не все так хорошо, как хотелось бы, банки медленно присоединяются к новым платформам, не могут быстро перенастроить свои услуги, больше нацелены на развитие собственных виртуальных экосистем.
В итоге с декабря 2020 года информации о финансовых маркетплейсах в РФ мало, особенно официальной. Но сфера виртуальных банковских услуг точно продолжит развиваться, это весьма востребованное и нужное направление.