Советы

Вымогательство платы за медпомощь

В Минздрав часто поступают жалобы от пациентов на требования оплаты за медицинские услуги, которые должны быть оказаны бесплатно и в установленные сроки. Это регламентируется государственными программами, законодательными актами и нормативами. Большинство граждан РФ не знакомы с этими законами и программами, поэтому зачастую возникает множество вопросов и недопониманий.

В этом обзоре мы рассмотрим отличия страховых полисов ОМС и ДМС, а также порядок предоставления платных и бесплатных медицинских услуг.

Сотрудники Министерства, в связи с огромным количеством жалоб, опубликовали подробные разъяснения о порядке оказания платной и бесплатной медицинской помощи, а также о перечне платных и бесплатных услуг, которыми может воспользоваться гражданин России.

Программа государственных гарантий

Программа госгарантий бесплатных медицинских услуг в России утверждена Правительственным постановлением, а ее содержание ежегодно обновляется. Действие постановления распространяется на всю территорию Федерации и гарантирует получение гражданином бесплатной медпомощи, предусмотренной конкретными условиями. Ее объем зависит от ряда условий, как наличие полиса обязательного медицинского страхования или возникновение экстренной ситуации, требующей неотложной помощи.

В каждом регионе дополнительно действуют местные нормативы, уточняющие не только перечень медицинских услуг, но и список медицинских учреждений, предоставляющих эти услуги бесплатно. Содержание программ и нормативных актов находится на страницах региональных представительств Минздрава.

Что указано в программах:

  • кто имеет право на бесплатную медицинскую помощь;
  • какая медпомощь предоставляется бесплатно;
  • в каких медицинских учреждениях можно получить бесплатные медицинские услуги.

Все бесплатные услуги предоставляются в рамках страховой программы обязательного медицинского страхования (без полиса можно получить только экстренную и неотложную помощь).

Полисы обязательного и добровольного медицинского страхования

Полис ОМС входит в программу государственных гарантий и предоставляется каждому гражданину России. В него входит оказание всех видов необходимой медпомощи, которая предусмотрена региональными нормативными актами. Любая помощь, которая не включена в перечень гарантированной, предоставляется на платной основе. К примеру, стоматологическая помощь при острой боли должна быть оказана бесплатно в течение 2 часов после обращения. А вот установка брекетов или виниров в программу госгарантий не входит, поэтому за данную услугу придется платить.

Полис ДМС — это отдельный вид медицинской страховки, подразумевающий свободный выбор сферы медицинского обслуживания, в которой ему будет предоставляться помощь. Преимуществом является свободный выбор списка необходимых пациенту процедур и услуг.

Законодательно граждане могут параллельно использовать оба вида полисов. Различия состоят в порядке их оплаты. К примеру, при предъявлении полиса обязательного медстрахования пациент в порядке общей очереди может получить следующие виды медицинской помощи:

  • прием у терапевта или педиатра (в соответствии с возрастом);
  • прием по записи у узкоспециализированных врачей;
  • незамедлительная медпомощь при острой боли.

В рамках полиса добровольного медстрахования порядок оказания помощи несколько отличается. Если пациенту необходимы стандартные услуги, предоставляемые поликлиникой, то оказание помощи будет произведено в обычном порядке. При выполнении планового оперативного вмешательства медицинское учреждение предварительно сделает запрос страховой компании о подтверждении оплаты операции. Иногда это подтверждение предоставляет сам пациент, которому необходимо заранее сообщить страховщику о необходимости операции и предоставить ему документальное обоснование ее стоимости (договор или счет).

Обязанность по обеспечению оплаты лежит на самом пациенте. То есть, медицинское учреждение не должно добиваться оплаты услуги от страховщика — договориться об оплате и предоставить подтверждение должен сам застрахованный.

Важно
Независимо от того, есть ли у гражданина полис, и какого он типа, при необходимости оказания экстренной или неотложной медицинской помощи, эта помощь должна быть оказана сразу и без какой либо оплаты. После оказания помощи и помещения в стационарную палату медицинское учреждение может запросить подтверждение оплаты у страховой компании, а также по желанию пациента перевести его в платную палату. Отказ в экстренной или неотложной медпомощи на основании отсутствия страхового полиса или гарантий оплаты является неправомерным.

Платные медицинские услуги

Когда пациента проинформировали о том, что ряд медицинских услуг может предоставляться на платной основе, он имеет право ознакомиться со списком таких услуг и прейскурантом, который должен быть размещен в свободном доступе — на инфостенде, в окошке регистратора и т. д.

При отсутствии сведений о платных услугах пациент может обратиться к главврачу или его заместителю с целью получить копию приказа со списком платных процедур для изучения. Если главврач или его заместитель отсутствуют на рабочем месте, либо отказываются предоставить необходимую информацию, то пациент имеет право обратиться по телефону горячей линии местного или регионального представительства Минздрава или Фонда медицинского страхования. Там консультанты подробно расскажут какие услуги относятся к платным, а какие — нет.

Если есть время и желание, то есть возможность составить жалобу в один из государственных органов — региональное представительство Министерства здравоохранения, Росздравнадзор либо прокуратуру. На рассмотрение жалобы отводится до 30 суток с момента поступления.

После выбора платной медицинской услуги пациенту следует обратиться в кассу или бухгалтерию медицинского учреждения, где он получит стандартный договор предоставления платной медпомощи. При этом законодательно предусмотрено обязательное информирование пациента о возможности получения бесплатной медицинской помощи, регламентированной программой государственных гарантий.

Договор составляется в двух экземплярах, один из которых остается у гражданина, а второй — в медучреждении. Дополнительно на руки гражданин должен получить письменное подтверждение оплаты за медицинскую услугу в виде квитанции или кассового чека.

Важно
Отказ от использования платных медицинских услуг не должны становиться основанием для ограничения перечня бесплатных услуг, предусмотренных государственными гарантиями.

При оказании платных медицинских услуг отношения пациента и медицинского учреждения регламентируются законом о защите прав потребителей, так как в данном случае стороны являются именно потребителем и исполнителем. При нарушении прав пациента он вправе обращаться в органы потребительского надзора с жалобой на ненадлежащее качество предоставления услуг или иные нарушения прав. Жалоба направляется по месту расположения медицинского учреждения или по месту регистрации места жительства пациента. Пошлина за подачу заявления не взимается.

В каких случаях нужно оплачивать предоставляемые организацией медицинские услуги:

  1. Отсутствие ожидания. В рамках бесплатной медицинской помощи прием узкоспециализированными врачами осуществляется в порядке записи. Платный прием происходит в этот же день. Другой вариант — обращение в платное учреждение.
  2. Повышенный уровень сервиса. Комфортная отдельная палата, питание по индивидуальному заказу и прочие блага доступны каждому за отдельную плату.
  3. Высокотехнологичные виды услуг. В бесплатных поликлиниках не всегда есть современное и точное диагностическое оборудование, но оно присутствует в платных медицинских центрах.
  4. Анонимное обслуживание. Визиты к врачу и сдача анализов без указания ФИО относятся к платным услугам.
  5. Отсутствие полиса и гражданства. Это не относится к случаям, когда необходима экстренная или неотложная медицинская помощь.

За какие услуги пациенту не нужно платить

Федеральное законодательство предусмотрело ряд ситуаций, когда гражданин может получить бесплатную медицинскую помощь, не включенную в перечень услуг по ОМС. Эти ситуации регламентированы программой госгарантий и Федеральным законом об охране здоровья. В список этих ситуаций входят:

  • размещение в отдельных палатах и боксах по объективным санитарно-эпидемиологическим причинам (например, при подозрении на инфекционное заболевание);
  • назначение специализированного лечебного питания в соответствии с поставленным диагнозом;
  • выделение родителю, опекуну или иному представителю пациента младше 4 лет спального места и питания в стационаре (от 4 лет — при наличии показаний);
  • услуги транспортировки пациента в другое медицинское учреждение для проведения диагностики или иных необходимых процедур;
  • предоставление дополнительных сопутствующих видов помощи при оказании основной помощи по ОМС (замена белья, вынос судна для лежачего пациента, постановка уколов и капельниц и прочие);
  • назначение медикаментов, включенных в перечень жизненно необходимых.

Что делать при нарушении прав пациента

Если гражданин считает, что произошло нарушение его прав на получение необходимой медицинской помощи, он может воспользоваться одним из двух методов защиты своих прав — через суд или без обращения в судебные инстанции.

Без обращения в суд гражданин имеет право составить жалобу в одно из следующих учреждений:

  • администрация медицинского учреждения;
  • представительство страховой компании по любому из указанных на полисе адресов;
  • местное представительство Минздрава в регионе;
  • региональное представительство Росздравнадзора;
  • прокуратура;
  • региональное представительство Фонда обязательного медицинского страхования;
  • Минздрав РФ;
  • Росздравнадзор, Российский потребительский надзор, прокуратура Российской Федерации;
  • администрацию Президента страны.

Эти организации уполномочены рассматривать жалобы граждан и принимать решения. Кроме того, граждане имеют право обращаться за помощью и в некоммерческие организации, как Общественная палата, региональные НКО по защите прав пациента и т. д.

Направить жалобу можно:

  • устно;
  • письменно;
  • по электронной почте.

Передавать жалобу можно как лично, так и через представителя при наличии доверенности.

Передавать жалобу можно одним из доступных способов:

  • при личном визите;
  • в виде почтовой пересылки;
  • в виде электронного отправления на почтовый ящик;
  • путем заполнения специальной формы на странице организации.

Кроме указанных вариантов, пациент может направить жалобу на сайте государственных услуг, авторизовавшись и указав организацию, которая является адресатом жалобы. В этом случае жалоба составляется в виде электронного документа. Ответ поступает заявителю в той форме, которую он указал при обращении.

На рассмотрение жалобы отводится до 30 суток, после которых заявителю направляется ответ.

Если ответ не удовлетворил пациента, он имеет право направить повторную жалобу в вышестоящие инстанции.

Второй вариант решения проблемы — обращение в суд. Чаще всего через суд решаются споры о защите прав потребителя при наличии договора на предоставление платной медицинской помощи.

Иск составляется и направляется по месту регистрации места проживания гражданина или по месту нахождения медицинского учреждения. Государственная пошлина за подачу иска не взимается. Обязательным элементом рассмотрения таких дел является проведение судебно-медицинской экспертизы, которая устанавливает правоту сторон. Ходатайство о назначении СМЭ может быть подано любой из сторон спора, решение о назначении или отказе принимает суд. Оплата СМЭ возлагается на сторону, направляющую ходатайство. Впоследствии возмещение затрат возлагается на сторону, проигравшую судебный спор. Результаты СМЭ приобщаются к материалам дела.

Что делать после приобретения медикаментов за свой счет

Медицинские учреждения часто страдают от недостатка финансирования, поэтому иногда могут встречаться ситуации, в которых назначенного врачом препарата нет в наличии в отделении. В этом случае стационарному пациенту приходится покупать эти лекарственные средства за свой счет. Зачастую затраты на покупку медикаментов составляют довольно солидные суммы.

Согласно законодательству, пациент имеет право на возврат и компенсацию потраченных на покупку лекарств денег.

Чтобы возместить понесенные расходы, необходимо:

  1. Убедиться, что назначение действительно было произведено лечащим врачом (для этого нужно сделать копию истории болезни, выписки или медкарты).
  2. Купить назначенные лекарственные средства и сохранить подтверждения оплаты (чеки или квитанции).
  3. Составить на имя руководителя медучреждения заявление о компенсации потраченных на покупку лекарств денег, приложив к заявлению подтверждающие чеки и квитанции.
  4. Дождаться ответа, на который отводится до 30 суток с момента передачи.
  5. При получении отказа обратиться с жалобой на действия руководителя в вышестоящие инстанции или в суд.

Особое внимание следует уделить тому факту, что приобретаемый препарат должен быть назначен врачом. Иногда имеют место ситуации, когда врачом назначен один препарат, а пациент по собственной инициативе заменяет его более дорогим аналогом, так как последний кажется ему более эффективным. В этом случае рассчитывать на компенсацию затрат не приходится.

Еще один вариант компенсации затрат — за покупку препаратов, которыми пациента должны обеспечивать бесплатно. При отсутствии финансирования или поставок лекарственных средств в региональном министерстве здравоохранения пациент вынужден покупать эти медикаменты самостоятельно. Взыскать возмещение этих расходов он может через суд.

Памятка

Пациентам следует запомнить следующие моменты:

  1. Каждый пациент может пользоваться параллельно двумя страховыми полисами — обязательного и добровольного медицинского страхования.
  2. Отказ в предоставлении экстренной и неотложной медпомощи даже при отсутствии гражданства и страхового полиса является незаконным.
  3. Региональные нормативные акты регламентируют список медицинских учреждений государственной и частной практики, предоставляющих бесплатные медицинские услуги в рамках страховым программ обязательного страхования.
  4. При предложении в государственной больнице оплаты за проведение обследования или процедуры, необходимо связаться со своим страховщиком и уточнить, что данный вид услуг является платным. В противном случае требование оплаты незаконно.
  5. Все платные услуги могут быть предоставлены на основании заключенного договора. Оплачиваются такие услуги через кассу или бухгалтерию медицинского учреждения с обязательной выдачей чека или квитанции.
  6. При приобретении за свой счет медицинских препаратов, назначенных лечащим врачом, пациент имеет право потребовать возмещения расходов при предоставлении чеков.
  7. При направлении на платные диагностические процедуры врач обязан сделать это на официальном бланке медицинского учреждения.
  8. Полученные от врача направления на платные процедуры, а также договор на предоставление платных услуг и чеки об оплате следует сохранить, чтобы компенсировать затраты в страховой компании.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close